Процедура выборов председателя и правления СНТ по 217-ФЗ
С 1 января 2019 года вступил в силу 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества", полностью отменив 66-ФЗ, по которому садоводы жили много лет.
Новый закон дает много императивных положений, определяет высший орган товарищества, коим является общее собрание членов, определяет "единоличный исполнительный орган" в лице председателя товарищества и "постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган" - правление товарищества (ст. 16 217-ФЗ). Но, к сожалению, никак не прописывает саму процедуру выдвижения кандидатов в члены правления, ревизионную комиссию и на должность председателя товарищества. Хотя все другие процедуры выборов, начиная от Президента страны, депутатов в Государственную Думу и заканчивая выборами на муниципальном уровне, прописаны достаточно подробно.
Значит ли это, что при выборах в своем садоводческом товариществе садоводы должны руководствоваться нормами этих законов и положений как главенствующих? Думаю, можно ответить на этот вопрос однозначно положительно, руководствуясь нормой верховенства Конституции РФ над другими законодательными актами.
Итак, берем толкование положений статьи 32 Конституции РФ из Постановления Конституционного Суда РФ № 7-П от 16.06.2006: "По смыслу статей 3, 19, 29 и 32 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «в»), 72 (пункт «б» части 1) и 76 (части 1 и 2), федеральный законодатель - исходя из того, что свободные выборы, как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, предполагают необходимость их проведения с разумной периодичностью, при обеспечении свободного волеизъявления граждан, в условиях состязательности и открытости, - обязан устанавливать такой порядок информационного обеспечения выборов, в том числе проведения предвыборной агитации и ее финансирования, который надлежащим образом гарантировал бы избирательные права граждан, демократические выборы и легитимацию формируемых по их итогам органов государственной власти и органов местного самоуправления".
Читаем далее ФЗ о выборах Президента РФ, где в главе 5 "Выдвижение и регистрация кандидатов" говорится: "3. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов..."
А следующие положения ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" статьи 38 "Регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума" однозначно указывают на необходимость заблаговременного выдвижения кандидатов и одобрения их избирательной комиссией (в нашем случае - правлением СНТ) в течение 10 дней:
17. При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований ... если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.
18. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Применительно к СНТ, в каждом садовом товариществе должен быть утвержденный Общим собранием Регламент проведения выборов в исполнительные органы власти, какими являются правление и председатель товарищества. Но если такого положения о выборах у отдельно взятого СНТ нет, то до его разработки необходимо руководствоваться вышеперечисленными нормами законодательства о выборах.
А следовательно, утверждение, что каждый член садового товарищества может прямо на собрании выдвинуть свою кандидатуру в члены правления, ревизионной комиссии или на должность председателя, является спорным, поскольку противоречит всем нормам законодательства, нарушая гарантии избирательных прав, в частности, права членов товарищества на информированность и право на предварительное ознакомление со списком кандидатов для свободного волеизъявления. При этом также нарушается принцип свободных выборов, который предполагает и свободное формирование избирателем своего мнения.
Кроме того, именно в процессе предварительного выдвижения кандидаты обязаны предоставить достоверную информацию о себе, при этом они не должны быть должниками по взносам в СНТ и по платежам за электроэнергию. При основательном подходе к выборам кандидат может предоставить свою программу - собственное видение развития СНТ. Все это, во-первых, повышает шансы на избрание. А во-вторых, способствует четкой организации процесса выборов, без скатывания его в стихийное гуляй-поле, что, в конечном итоге, приведет к срыву выборов и самого общего собрания из-за стихийности и непредсказуемости процесса.
Единственное, что четко определяет 217-ФЗ по данному вопросу - это то, что "председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия избираются на общем собрании членов товарищества ... из числа членов товарищества" (п. 5 ст. 16 217-ФЗ).
Вывод напрашивается только один: 217-ФЗ требует доработки и уточнения многих положений, в том числе, правил выдвижения кандидатов на выборах в руководство СНТ.